пятница, 19 августа 2011 г.

Сестра и сестренка


Мне часто интересны темы для постов, которые предлагает блог "Блоги Мам" по понедельникам  в игре "Лесенка". На некоторые из них я даже пишу пост))
В этот раз предложенная  тема " Братья и сестры"  очень близка мне и я тоже желаю поделиться кое-какими мыслями.
 Начну с того, что я очень хочу, чтобы отношения между моими малышками( сестрой и сестренкой - как они сами себя называют)) с двухлетней разницей в возрасте, были гармоничными и дружелюбными.
Я считаю особенно важным научить детей ладить с друг другом. Для этого я придерживаюсь простого правила: не вмешиваться в споры детей до тех пор, пока они действительно не примут серьезных оборотов, т.е. дети будут близки к драке или уже начнут щипаться, толкаться и т.п.
 И даже в этом случае я никогда не наказываю никого из детей отдельно, не пытаюсь выяснить кто  первый начал. Я выражаю своё мнение обеим и этого бывает достаточно. Через некоторое время они сами находят компромиссы, идут на уступки и уже смеются и веселятся, не смотря на слезы и обиды, присутствовавшие минутой назад.

Почему я так поступаю?
Дело в том, что выяснить настоящего зачинщика сложно: бывает старшая дочь задирает младшую, подшучивая, бывает младшая начинает замахиваться. Где гарантия, что я выясню всю правду, распутаю всю ситуацию, не накажу несправедливо? Это во-первых.
Ну, а во-вторых, дети вырастут и тогда уже будет поздно ждать взаимопонимания от друг друга, если в детстве мама постоянно решала за них выходы из положения и подсказывала как поступить правильно.
Это не значит, что я не говорю дочкам что правильно, а что - нет. Обсуждать поступки надо, но лучше это делать, на мой взгляд, в иной, более спокойной подходящей обстановке.
Можно приводить примеры из книг, из фильмов. Или из жизни.


Дети в таком возрасте особенно перенимают стили поведения других детей. Например, стиль общения более взрослых девочек ( для Ляйсан), "принцип непослушания"(для Луизы).
У младшей дочки наступил такой период, когда она копирует поведение старшей. Это я заметила и использую: нужно сначала Ляйсан попросить выполнить просьбу, а затем Луизу. Наоборот - бесполезно, дело не сдвинется с мертвой точки))


А вот ещё несколько моих правил,считающихся мной не мене важными для того, чтобы споров, раздоров и обид было поменьше:
1. Делим поровну
2. Делаем вместе
3. Делаем поочереди
4. Давай поменяемся
5. Не вырываем из рук
6. Просим прощения
7. Спрашиваем разрешения


Конечно, всё это не будет стоить ничего, если мы, взрослые будем вести себя вопреки своим же правилам. Вывод: покажи пример сам))


По поводу ревности. Так у нас сложилось в семье, что дочки не всегда были вместе. Например, Ляйсан видела новорожденную сестренку всего пару месяцев, а затем они расстались. И только с четырехлетнего Ляйсаниного возраста дочки совсем не разлучались.
Это был самый трудный период адаптации детей к друг другу: дележка игрушек, ревность к маме и т.п. Мне тоже пришлось приложить много усилий, потратить нервов и пытаться сохранять спокойствие на протяжении нескольких месяцев. 
Всё это позади :) Ляйсан оказалась заботливой сестрой. Расставаться с Луизой даже на несколько часов она не желает, доходит до слёз. У Луизы пока чувство привязанности  не так развито, но я думаю, со временем это будет обоюдно.
Слово "ревность" в нашей семье звучит очень редко. Я его по отношению к дочкам совсем не употребляю. 

Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

9 комментариев:

  1. У нас младшему почти 2,5, а дочке - 5. И вот когда он видит, что она ко мне или к папе на руки залезла - бежит садиться вместо неё. Сталкивает её, кричит - настоящий кукушонок!

    Мы её просим слезть и тогда он залезает и успокаивается. Но как же её жаль в эти минуты! Она ведь тоже малыш! Ревность есть. И ещё какая!

    ОтветитьУдалить
  2. Вообще. Галина, считается ревность тем больше, чем меньше разница в возрасте между детьми. Это нормально.
    Вот именно на том этапе после разлуки детей ревность была обострена. Теперь маленькие всплески ревности я просто не замечаю, не акцентирую внимание. Может я научилась это быстро сглаживать,а может я на это просто по-другому смотрю.

    ОтветитьУдалить
  3. Мне нравится Ваш подход. :)

    ОтветитьУдалить
  4. И я к вам зашла с Блоги Мам, и не зря. Очень интересно узнать подход к воспитанию 2 дочек. У меня в памяти 2 мои двоюродные сестры, которые постоянно в детстве завидовали друг другу, не могли поделить одежду, буквально выдавливая из родителей все новые и новые покупки. Не хотелось бы такого....А вы так разумно и естественно делаете, что любовь между сестрами будет истинной.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Татьяна!
    Хорошо, что вы про одежду напомнили.Кое-что скажу. Обычно ( не у всех) одежда старших однополых детей передается младшим. Пока моих дочек это обеих радует.Иногда мы всё же прикупаем младшей новые вещи.
    Я знаю, что уже в более старшем возрасте младших такая участь не устраивает, остается обида на всю жизнь. Очень бы хотелось, чтобы наше материальное положение позволило избежать недовольство младшей сестренки.

    ОтветитьУдалить
  6. Альфия, спасибо за пост и за участие в Лесенке. Мне кажется, вы очень правильно поступаете, по Адлеру (он тоже советует не искать правых и виноватых, давать детям самим разбираться в своих конфликтах).

    Альфия, вы хотели записаться на участие в акции "Мои Таланты", но в комментариях вас не вижу. Возникла проблема с фейсбуком?

    ОтветитьУдалить
  7. Альфия, не соглашусь с Вами, что чем меньше разница между детьми, тем больше ревность. Мне кажется, наоборот, чем больше разница, тем больше ревность. Ведь ребенок привык долгое время быть единственным и ему трудно видеть, что мама с папой могут любить кого-то кроме него.
    Вы мудро поступаете не ища виноватых. Я только недавно пришла к этому выводу экспертным путем. У моих дочек 8 лет разница и я всегда делала замечания старшей, это было неправильно

    ОтветитьУдалить
  8. Людмила, я же написала "считается".
    Это психологи считают. А я не могу этого утверждать, потому что для этого нужен огромный опыт.
    Да и у нас нестандартная ситуация: дочки не сразу были вместе, а лишь спустя два года после рождения младшей.
    Зная о том, что младшая подражает младшей, я сначала прошу о чем-то Ляйсан, а потом Луизу. С неё больше ответственности и спроса, поэтому и получается больше замечаний.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...